nashi kovri

Бакинская школа ковра



бакинская школа ковра           Бакинская школа охватывает апшеронскиё сёла: Горадиль, Новханы, Сураханы, Хилибута, Нардаран, Бюльбюля, Фатмаи, Мардакан, Кала, Хила. За пределом Апшерона включает регион Хызы. Известны также такие центры ковроткачества как Гади, Хил, Кеш, Фындыган и др. В Энциклопедии Британника «бакинские ковры» описываются следующим образом:

          Бакинские ковры (англ. Baku rug) — ковры ручной работы, сделанные около города Баку, Азербайджан, главного порта на Каспийском море. Ковры ткались в Баку с 18-ого столетия, а вероятно и раньше. Трудно определить, какие ковры были сотканы в городе, а какие в соседних бакинских деревнях Сураханы и Чилдаг. Так называемые ковры «Чиле» («Зили») наверняка сотканы именно в этих селах. Самые ранние из бакинских ковров были самыми большими из всей группы Кавказских ковров, достигая в размерах приблизительно 1,5 на 3,6 метра. Наиболее часто бакинские ковры украшались орнаментом в виде цветочных веток и крабов. В коврах более позднего периода производства присутствует хлопок и узор в виде «буты» и маленького медальона. У большинства этих ковров синий фон.

бакинская школа ковра           Ковры характеризуются мягкостью и интенсивностью цветов, оригинальными геометрическими узорами. К декорациям этих ковров часто приурочены геометрические узоры, а также изображения растений. Часто центральный фон «бакинских ковров» украшен медальоном прямоугольной или шестиконечной формы, используется мотив удлиненных многоугольников со ступенчатым абрисом, часто содержащим эзотерические символы, к примеру число «4» и восьмиконечные длинные «звезды». В более традиционных схемах используются афшан и кхаранги, присутствуют растительные мотивы пальметт, стеблей и листьев. В полосах бордюра можно встретить орнамент с изображением бегущего пса, орлиного клюва, зубчатых и чашеобразных листьев. Иногда в качества орнамента используются крючкообразные ромбы, эта традиция заимствована у туркменских ковроделов.

          В целом по своим техническим качествам бакинские ковры сходны с губинскими и ширванскими, но в художественном плане они заметно отличаются от них. Бакинские ковры характеризуются повышенной мягкостью ткани, интенсивными красками, своеобразным художественным вкусом и изяществом отделки. Основу Бакинских ковров составляют медальонные и симметричные композиции с геометрическими мотивами, сильно стилизованными растительными элементами. В Бакинском ковроткаческом районе производились также паласы, килимы, хейбя и зили, которые превосходили по своим качествам аналогичные изделия других регионов.

бакинская школа ковра           Большинство ковров носят названия мест и сёл, где они были сотканы. Примерами таких ковров служат такие известные композиции как Хилабута, Хила-афшан, Новханы, Сураханы, Кала, Бакы, Горадиль, Фатмаи, Фындыган, Гади и др. Одним из наилучших произведений бакинской школы ковроткачества является ковёр «Зили», сотканный в манере, схожей с ковром «Шадда».

          Следует отметить, что очень активный бакинский ковроткацкий центр впоследствии (со второй половины XIX в.) в связи с развитием на Апшероне нефтяной промышленности, приходит в упадок. В ряде сел производсво ковров почти прекращается. Но созданные в XIX веке в этом очаге ковроделия, ковры принесли ему мировую известность и сегодня хранятся во многих музеях мира.

          Технические характеристики: покрой ковров довольно рыхлый, плетение средней тонкости, основа шерстяная и хлопковая, шерсть хорошая и мягкая на ощупь, челнок завязан двойной нитью, узел симметричный.

          Цветовая гамма: характерны бледные, почти прозрачные цвета, гармоничные сочетания синего, голубого, бежевого, цвета слоновой кости, жёлтого, шоколадного и чистых тонов красного.


Комментарии


Реклама на n4.biz